Итак, вы решили заключить договор с SEO-компанией, вам нравится тариф, перспективы, команда, но, неожиданно, ваш бухгалтер против. Он или она начинает говорить о каких-то однодневках, отсутствии должной осмотрительности, уголовной ответственности и прочих страшных вещах. Почему так происходит, и как этого избежать?
Все дело в том, что есть Закон о проявлении должной осмотрительности. Он существует уже давно, аж с 2006 года, но только в 2017 подвергся изменениям и ужесточению. Для людей, которые не взаимодействуют с налоговой, его формулировка звучит как бессмысленная канцелярщина. А вот у бухгалтеров от этого начинает дергаться глаз.
Теперь за операции с фирмами-однодневками полагается уголовная ответственность именно для главного бухгалтера, который грудью встанет против оплаты счетов таких фирм. Чтобы сберечь нервы и не добавлять седины вашему бухгалтеру, перед подписанием договора проверьте контрагента и убедитесь, что он не является однодневкой:
1. Когда была создана фирма?
Конечно, чем дольше она существует, тем она более стабильна на рынке, дорожит своей репутацией, наверняка, сдает отчетность и платит налоги. А значит — вам не нужно их будет платить за нее. Да, да. Теперь вполне реальны случаи, когда за фирму-однодневку, которая ускользает от налоговой ответственности, расплачиваются добросовестные юридические лица, которые сотрудничали с ней. Посмотреть дату создания можно по ИНН на сайте https://www.rusprofile.ru — там будет видна карточка, где указана вся полезная информация.
2. Какой юридический адрес?
Есть адреса массовой регистрации, которые продаются, стоят недорого, там, конечно, физически никто не находится (а значит, инспектор не может прийти и устроить проверку), и тем самым привлекают внимание налоговой. Как это посмотреть — наберите в Яндексе адрес и увидите зафиксированные там фирмы, и если это не бизнес-центр, а их очень много — то у вас должен возникнуть вопрос. Или проверить на сайте ФНС https://service.nalog.ru/addrfind.do — где будет показано, сколько фирм находится по тому или иному адресу.
3. Учредитель фирмы имеет только одно юридическое лицо?
Если учредитель участвует в куче организаций, можно подумать, что человек добивается звания «отца-основателя», но скорее всего это не так. Просто он открывает одну фирму, работает и зарабатывает на ней три года, потом бросает или продает и открывает новую. Почему три года? К русским народным сказкам это не имеет никакого отношения — просто в течение первых трех лет налоговики не проверяют фирмы. Очень удобно, чтобы безопасно уклоняться от налогов. Проверяется тоже на https://www.rusprofile.ru.
4. Какой перечень ОКВЭД?
То есть кодов деятельности, которую может вести ваш потенциальный контрагент. Если он и швец, и жнец, и на дуде игрец, то вряд ли он действительно хоть что-то делает хорошо. Фирмы, которые собираются работать целенаправленно в одной деятельности, не станут добавлять лишние ОКВЭДы — они им просто не нужны.
5. Сдана налоговая отчетность за прошлый календарный год и прошлый отчетный период?
Можно попросить контрагента прислать баланс, отчет о прибылях и убытках (или упрощенную бухгалтерскую отчетность — микро-предприятия сдают ее). В этой просьбе нет ничего криминального, нет никакой тайной информации, и добросовестный контрагент не откажет вам, рассчитывая на долгосрочное сотрудничество. А вот тот, кто не собирается вас особо продвигать, а хочет просто получить предоплату, может начать сомневаться.
Но если отчет вам попал в руки, смотрите графу пассива — 1520 кредиторская задолженность. Там отражаются задолженности перед поставщиками, покупателями (например, невыполненные работы, не закрытые документами), перед налоговой. Если там стоит слишком большая сумма, значит, ваша потенциальная SEO-компания может использовать липовые документы расходов для снижения налогов и не оплачивать эту задолженность, что и накапливается в графе баланса. В принципе большие долги перед поставщиками и покупателями вызывают много вопросов.
6. Есть ли блокировки по банковскому счету или аресты?
Для этого тоже есть удобный сервис на сайте налоговой — https://service.nalog.ru/bi.do. Для проверки требуется только ИНН и БИК банка (но он у вас и так будет, когда контрагент пришлет счет). И если там есть блокировки — вы это увидите. Но не сможете узнать, на какую сумму. Может компания не доплатила пару копеек, а может и сумму посерьезнее. Если дело в пени (которые как раз и бывают на несколько копеек) — компания их оплатит и может представить вам Справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а если нет — тогда можно подумать о том, стоит ли заключать договор.
Есть разные сервисы (в 1C или в системах сдачи отчетности), которые позволяют проанализировать контрагентов по более глубоким показателям. Но не все фирмы их подключают. Поэтому для начала можно собрать ответы на эти шесть вопросов плюс учредительные документы, то есть проявить ту самую должную осмотрительность!
И не нарваться на необыкновенные приключения юридических лиц в стране налоговых инспекторов.